Снаряжение

Гостевая книга

п.Никотино - хр. Малые Бамбаки - п. Никитино 08-10 сентября 2009

Фотоальбом похода GPS трек похода Карта похода

В конце августа большой компанией друзей отмечали мой день рождения на одной из туристических баз в районе Лагонак. Вдали виднелся Большой Тхач и мы с Артёмом решили сходить в поход, посмотреть там все поближе.

Изначально я планировал кольцевой маршрут со стартом в Новопрохладном, подходом к Большому Тхачу, восхождение, если позволит время, и возвращением в Новопрохладное. Посовещавшись с Артемом, приняли решение не кольцевать маршрут, а начать из посёлка Никитино, взбираться на хребет Малые Бамбаки, хребет Агиге, проходить Чертовы Ворота, Большой Тхач и выйти в Новопрохладном. Сразу стало ясно, маршрутик выбрали не простой и 4 дня может реально не хватить, но решили попробовать.

Собрались практически за один день. По моей просьбе человек с форума Кубаньу (Rat) прислал мне на электронку письмо с GPS треком маршрута, с очень полезными точками. Выезд нужно было делать пораньше, чтобы оставалось как можно больше ходового времени, поэтому запланировали на 4 утра во вторник 8 сентября. Конечно, была проблема: как мы туда доберемся, ведь свою машину оставлять в Никитино было не вариант, потому что конечная точна - поселок Новопрохладный. Тут выручили друзья Артёма.

Кирилл заехал за нами пол пятого утра. До Никитино домчались за три с небольшим часа, прям к тому месту, где с дороги, идущей по левому берегу Малой Лабы в поселок Кировский, уходит маркированная тропа, ориентир – мост через Балку Капустина - левый приток Малой Лабы, около 100 метров не доезжая его.

Разложились на машине, позавтракали. Вышли на маршрут в 8:40.

По началу тропа довольно набитая, на деревьях встречается синий маркер, такого мы не ожидали, думали, что будет просто заросший волок. Километра через полтора тропа раздваивается: прямо вдоль ручья уходит к водопаду на Балке Капустина, нам же на право вверх.

Теперь тропа становится чуть менее набитая, но ориентироваться легко, к тому же на деревьях продолжается маркировка. Шум ручья постепенно стихает. Идёт крутой подъем. Становиться жарко, ещё нам сильно докучали мухи (особенно мне), их становилось все больше и больше. Через три с половиной километра, не доходя полянки с поваленными деревьями метров двадцать, находим крутой поворот направо, в этом нам помогают развешенные кем-то на деревьях лоскутки. Здесь наш трек делает приличный зигзаг, крутизна склона увеличивается, земля сырая, скользко. Взбираемся так около двух километров, попадаем на старую дорогу. В месте выхода тропы на дорогу кто-то выстроил небольшую пирамидку из булыжников. Поворачиваем направо, идем по дороге. Вскоре выходим к более наезженной дороге, на ней развилка, основная дорога поворачивает налево и огибает склон, а правая, судя по карте в GPS, можно было прилично срезать. Стали подниматься по ней круто вверх. Вскоре дорога стала больше напоминать обычный волок. Пройдя по ней около 300 метров, мы совсем потеряли направление. Остановились. Вдруг, мы услышали шум, кто-то бежал в нашу сторону. Через несколько секунд перед нами в метрах 15 пробежали два оленя. Повезло, жаль, не успели достать фотик. Решили не продираться сквозь заросли и вернуться на основную дорогу.

Так к 12 вышли на поляну с разрушенным домом, на поляне есть родник, делаем здесь привал. Высота уже 1570 метров. Дальше лес понемногу отступает, по дороге встречаются симпатичные березовые рощицы со свежей зеленой травой.

Наконец мы взобрались на хребет. Впереди нас встречает гора Шапка, останавливаемся сфотографироваться, с хребта очень красивый вид, картину дополнял, парящий в восходящих воздушных потоках коршун (может быть и не коршун, орнитолог с меня плохой). Дальше идти стало веселее. Окружающие вокруг виды не давали думать об усталости, хотелось взбираться всё выше и выше, чтобы посмотреть, что же там дальше.

Под горой Шапка с лева к дороге примыкает тропка, сворачиваем на неё, там должен быть родник. Нашли. За время нашего подъёма выпили почти 2 полторашки, родник оказался очень кстати, пополняем свои запасы вкуснейшей холодной водой. Идём дальше вверх.

Таких крутых подъёмов, как были в лесу, здесь уже нет, зато мух стало ещё больше. Следующий родник, который указан на полукилометровых картах, оказался пересохшим. Времени около четырёх часов вечера. Вокруг все начало заволакивать туманом. Дойдя до места у горы Сундуки, где дорога делает резкий поворот на право, на полянке разбили лагерь для ночлега. Время 16:40. Дальше нужно было сходить с дороги и двигаться вверх к Сундукам. Пока ставили палатку, туман уже окончательно все обволок. Кроме нашей поляны вокруг больше ничего не было видно. Стояла полная тишина. Мухи, видимо из-за тумана, наконец-то от нас отвязались, можно было спокойно отдыхать, что мы и сделали, после ужина. День для нас сегодня был очень длинным, уснули около половины восьмого вечера. Ночью было неожиданно тепло. Под утро сквозь сон я услышал, что на нашу поляну пришел кто-то в гости, кто-то сопящий и немного поскуливающий, наверно лиса.

Утром туман полностью рассеялся. Проспали до половины девятого. Позавтракали. От наших запасов воды осталась одна полторашка, нужно было пополняться, т.к. выше она уже врятли будет. Если верить треку с точками, которые мне прислал Rat, то если пройти дальше по дороге около полукилометра, должны будем выйти к роднику. Прогулялись. Родник оказался действующий, рядом с ним из брёвен сооружен столик, вокруг него расставлены пеньки, есть кострище, хорошее место для пикника с красивейшим видом, а вот палатку здесь ставить негде, ночевка не получится. Теперь можно спокойно помыть посуду и почистить зубы, не опасаясь за перерасход драгоценной воды.

Провозились почти до 11 часов, начали подъем на Сундуки. На верху в скалах, увидели грот, Артём решил обследовать. Когда поднялся, позвал и меня, помимо грота рядом была еще и пещера. Глубоко в пещеру не полезли. Здесь кто-то ставил палатку, разводил костёр, отличное место, чтобы надежно укрываться от непогоды, к тому же от сюда отличный вид. Дальше взбираемся на хребет Агиге. Жарко, перепады высоты, ещё эти назойливые мухи, совсем не сознательные. Траверсируем Агиге по северному склону. Дальше несколько сот метров движемся вверх по козлиной тропе прямо над обрывом, красота. Впереди возвышается Восточный Ачешбок. Тропа здесь становиться слабо выражена, вскоре мы совсем её теряем и движемся по пояс в траве. Тут  погода начала резко ухудшаться, с юго-востака надвигалась сильная гроза.

Приняли решение как можно быстрее спускаться. Только подошли к зоне леса, как дождь нас догнал, быстро выбираем место под палатку, приходится ставить на сильном уклоне. Гроза. Я сильно устал, особенно после стремительного спуска, немного прихеровило. Просидели под дождем в палатке около полутора часов, непогода прошла. Времени примерно четыре часа, воды осталось меньше литра. Решаем спускаться по треку Rata на юго-восток и выходить на ночевку к балагану «Перевалка». Начали резкий сброс высоты, тропы нет, постоянно попадаем в кушири, решили уже не придерживаться трека, а просто держать направление. Спустились к небольшому руслу ручья, воды в нем щас не было. Увидели следы чьего-то бивака. Дальше движемся вдоль русла. Тропы нет, решаем идти прямо по пересохшему ручью, хотя вскоре обнаружили, что он не такой уж и пересохший, а постепенно набирал силу. Камни в русле становились всё больше, очень скользко, несколько раз по очереди падаем, хорошо всё обходиться без ушибов. Опять начал накрапывать дождик. Настроение не очень. Попробовали идти параллельно ручью, оказалось не лучше. Вообщем, не без труда, все мокрые мы добрались до балагана. Время около половины шестого. Благо в балагане оказалась печка и несколько головешек, должно хватить, чтобы просушится и немного согреться. Где-то рядом должен быть родник, но мы его не нашли, набрали воду из ручья. Стали готовить ужин на горелке. В печке потрескивали дровишки, в балагане стало тепло, а нам повеселее. Стемнело. Я захотел по нужде, взял фонарик, вышел на улицу. Тут в лесу заревел медведь. Похоже, что он был не особо близко, однако нужду я свою справил очень быстро и поспешил вернуться. Да хорошо, что здесь есть этот балаган. Всю ночь вокруг раздавался медвежий рев, либо наше присутствие его не устраивало, либо ему хреново было, не знаю. Ещё в балагане были мыши, постоянно шелестели пакетами, что-то грызли, лазили, чуть ли не по нам. Даже оставленный на всю ночь включенный фонарь им не мешал.

Ночью и утром шел дождь. Проснулись опять поздно – пол девятого. Стали смотреть карту. У нас в запасе только два дня и одна ночь. Видимо с такой погодой, до Новопрохладного можем не успеть, решили закольцевать наш маршрут и возвращаться по нижней дороге на хребет Малые Бамбаки. Решение такое принимать не хотелось, особенно Артёму, но рисковать не стали.

Позавтракали, выдвинулись в путь. Приподнявшись на холмик, увидели крутейший домик, с отдельно стоящим туалетом, беседку  со столом и лавками. Откуда это здесь? Подошли, посмотрели. Двери не заперты. В доме прибрано, много дров, большие застекленные окна, на двери написано «HOTEL *****». В беседке на столе лежал свежий помидор, должно быть здесь не так давно кто-то был.

Отметили точку в навигаторе, нужно идти, на часах 11 часов. На дороге следы от протектора, похоже к этому дому кто-то часто ездит на хорошо подготовленном автомобиле. После дождя в лесу было сыро, часто приходится обходить грязевые участки, в которых буксовал как минимум ГАЗ 66. Мы уходим на юго-восток, постепенно теряя высоту. Много кабаньих следов, то там, то тут встречаются целые участки с примятой от валяния травой. Около половины второго добрались до туристического лагеря. Дом так же пустой. На полу под столом сложено несколько мешков с кукурузой, как её только мыши не растащили. Долго здесь тоже задерживаться не стали, т.к. погода вот, вот могла испортиться,  вдалеке уже гремел гром. За лагерем начинается набор высоты, чтобы подняться на хребет нужно набрать около пятисот метров. Дождь, прошел мимо нас и мы особо не торопились. Артём меня немного опережал. Вдруг слева от него в зарослях начался сильный шелест, хруст веток. Мы остановились. Я приготовился, что сейчас на дорогу выбежит како-то зверь, потом понял, что бежит не на нас, подошел к краю дороги, где был просвет между зарослями и не поверил своим глазам: от нас уходил медведь! Обидно, но тех секунд пока медведь был в поле зрения, не хватило для того, чтобы сделать снимок, а так хотелось. Под впечатлением двинулись дальше. Дорога, петляя, круто уходит вверх все выше и выше. Вместо дождя нас стало накрывать туманом. К половине четвертого поднялись.

Остановились у родника, в котором мы прошлым утром набирали воду, решили немного расслабиться и попить чайку. Дальнейший наш путь мы будем уже идти по знакомой дороге. Здесь, на веху есть связь. Артём позвонил другу Мише и тот сказал, что смог бы сегодня нас забрать из Никитино. Время четыре часа. Я сразу сказал Артёму, что мы не успеем дойти до темноты, и лучше ещё заночевать, а уже на следующий день спокойно пройти оставшуюся часть пути, но Артём настоял и мы пошли вниз. Бежали, как угорелые. Почти за четыре часа спуска сделали всего три останови по пять минут каждая, хотелось успеть до темноты выйти на дорогу, что идет мимо Никитино. Последние километры я просто падал от усталости, но останавливаться было поздно, человек за нами уже выехал, и будет ждать на КПП заказника. Почти всю дорогу вниз нас сопровождал сильный туман. Прямо из под ног несколько раз взлетали фазаны (напоминаю, что орнитолог из меня плохой, могу ошибаться). Такой стремительный спуск, да ещё и после двух дней нагрузок отнял у меня все оставшиеся силы, ноги в берцах просто офигевали.

На дорогу спустились в 19:50. За этот день пройдено чуть более 30 км. Я остался с рюкзаками у моста через балку Капустина, а Артём на легке пошёл на КПП встречать Мишу. Домой добрались только в первом часу ночи.

За эти три дня в общей сложности прошли 60 километров. Сейчас уже жалею, что развернулись на балагане, придется повторить и пройти маршрут до конца.