Снаряжение

Маршруты с гидом
Гостевая книга

Фотоальбом похода GPS трек похода Карта похода

Кордон Тхач - пер. Чертовые ворота - хр. Передовой - Бароновые поляны - кордон Тхач 13-16.10.2012

Уже давно полюбился мне этот район и когда мой двоюродный брат Андрей позвонил и сказал, что через неделю вылетает из Москвы, и чтобы я подумал куда бы нам сходить в очередной поход, всё сразу было решено. Да к тому же недавно, прогуливаясь по территории агро университета, я наткнулся на объявление на столбе об организации походов в район Чертовых ворот. Созвонился. Человек оказался вполне адекватный. За минимальную плату предложил на своём Уазе забросить из посёлка Мостовского на кордон в долине реки Тхач, а потом ещё и сопроводить до Чертовых ворот.

13 октября около 9 утра мы (Дима - наш проводник, я с Андреем и Саша - турист из Армавира) уже выезжали на Уазе-таблетке из Мостовского. Путь наш пролегал через поселок Узловой и далее по лесовозной дороге к кордону Тхач. Как только началась лесовозная дорога, сразу отошли на второй план все недостатки Уазика и вылезли наружу его преимущества. Было несколько засадных мест, где Диме приходилось с особым вниманием и осторожностью удерживать машину на ходу. Через пару часов прибыли на кордон.

Территория, на которой расположен кордон (1150 метров) вместе с постройками находится сейчас в частных руках, лесников там нет, только наёмный человек который следит за всем хозяйством. Соответственно природоохранной функции кордон уже не выполняет, а используется в основном в качестве места отдыха. Здесь Дима, используя свои связи, оставляет машину, и в 10:20 начался наш пешеходный маршрут. Погода отличная и обещает нас радовать все 4 дня похода. Преодолеваем немного грязевых участков, потом затяжной подъём с резким набором высоты. Первый подъём, да ещё и утром дался мне с напрягом, но дальше быстро втянулся. Виды, которые стали нас окружать, отвлекали от тягот подъема. Уже скоро показались ни с чем не сравненный вид Чертовых Ворот и всего Передовой хребет, как на ладони. В 12:15, набрав от кордона 500 метров по высоте, делаем привал у памятника Советским воинам. Здесь отличная панорамная точка. Вот только солнце для фотосъемки светило не самым удачным образом. Да ещё здесь нас атаковали мухи, их было несметное количество. Вскоре ненадолго опять попадаем в лесок. Дима оповестил нас о том, что мы прошли примерно половину пути до нашей запланированной точки ночёвки, и что, если мы устали, то немного в стороне от тропинки есть неплохое место для лагеря с красивым видом на Воротины где можно заночевать. Но Воротины уже казалось, были так близки, а сил ещё достаточно и мы поспешили дальше. Случайно посмотрев на телефон, с удивлением обнаружили, что местами пробивалась сотовая связь.

На перевал поднялись 17:30, набрав от кордона 1000 метров высоты. Солнце уже заходило, от чего все окрасилось красивым заревом. А за нашими спинами собирался густой туман, заволакивая пройденный сегодня путь, а с ним и все, что осталось где-то там внизу. На спуске с перевала с правой стороны по ходу движения обратили внимание на странный мертвый сосновый лес. В закатных лучах, да ещё и с заснеженным Фиштом и другими вершинами на заднем плане картина смотрелась очень колоритно. Ещё картину украшало звуковое сопровождение - рёв оленя где-то поблизости. Когда, несколько лет назад, я услышал этот рёв впервые, то был уверен, что рычит медведь и помню, было мне не по себе слушать это всю ночь. Дальше по тропе прошли около километра за перевал спустившись на 150 метров вниз. Пополнили запасы воды в роднике у истоков реки Шиша. Еще метров 400 самого изнурительного подъема за день и вышли на запланированное место ночевки. Уже в темноте поставили палатки, утеплились и стали готовить ужин. Ночь была звездная и довольно прохладная.

Утром проснулись ещё до рассвета. В сегодняшних планах было восхождение на Восточный Ачешбок и продвижение по Передовому хребту в сторону Большого Тхача. Довольно шустро позавтракали кашами быстрого приготовления, бутербродами и чаем и, 7:20, оставив палатки с вещами, пошли наверх.

С места нашей стоянки казалось, что восходить будет не так уж и просто, но это был лобовой эффект. Небо было безоблачным, ветра не было, и мы шустро шли вверх. Метрах в трехстах с право от вершины паслось приличное стадо серн, по мере нашего приближения они поспешили удалиться. Уже через час совсем неспешного пути взошли. На вершине, конечно же, шикарнейший вид на все 360 градусов.

А в одном шаге от тебя пропасть. Конечно, больше всего взгляд притягивает бастион - Большой Тхач. От сюда он особенно красив! Как на ладони весь Передовой хребет, да и весь наш путь который мы прошли и который еще предстоит. А вот и заснеженный Эльбрус, не думал раньше, что он настолько близко. На юге великолепные виды на Главный Кавказский хребет, с его вечно заснеженными вершинами. Да... И все это на фоне голубого неба, и солнышко так пригревает и под ногами чистая сухая травка. Вообщем, мы решили поменять планы, побыть на вершине дольше по времени и больше сегодня никуда не идти. День получился на расслабоне. Повалявшись на вершине, к обеду мы пришли в лагерь, поели и опять увалились загорать. В небе над нами появилась пара белоголовых сипов. Видимо они подумали, что раз мы так валяемся, то возможно мы того, и скоро можно будет полакомиться мяском, и стали кружить над лагерем. Сип белоголовый с размахом крыльев 2,5-3 метра самая крупная птица на Кавказе. Не многие знают, что они водятся здесь на русском Кавказе всего-то 200 километров от Краснодара. Белоголовые сипы, чёрные грифы. Сипов на территории России 270 пар, чёрных грифов-единицы, и почти все они обитают в Краснодарском крае. Как же завораживает их полет. И как же они тут к месту. Хищные хозяева заповедного неба.

Ранний подъем следующим утром. Настроение отличное, все заряжены силами после вчерашней днёвки и полны решимости двигаться дальше. В 7:20 вышли. Погода снова идеальная и похоже ничего не поменяет наших планов пройти по Передовому хребту к Большому Тхачу и дальше на Бароновы поляны. Перед подъемом на перевал Чертовы ворота на всякий случай по максимуму пополнили запасы воды, т. к. не были уверены в наличии родников на хребте. Как потом оказалось, можно было и не брать так много, вода на хребте была, как минимум в двух местах на тропе, правда родники в это время года оказались очень слабыми. Путь по хребту проходил по хорошо набитой тропе, мы часто останавливались, фотографировали и просто любовались панорамами. На одном из привалов на склоне горы Дзювя в монокль мне удалось разглядеть стадо зубров, но к сожалению очень далеко для фото. Так незаметно в 10:30 прошли гору Асбестную и подобрались к Малому Тхачу. Тропа начала сильно забирать влево, и мы поняли, что эта тропа поведет нас в сторону поляны Шестакова, тут вспомнили, что была развилка, на которой можно было пойти правее и вниз, обходя Малый Тхач с восточной стороны. Хорошо, что ушли совсем не далеко и уже скоро вернулись на наш маршрут. Дальше тропа, немного петляя, шла вниз. Потеряв около 200 метров высоты, вышли к месту со скальным жандармом и истоком реки Тхач. Здесь, прям рядом с тропой, весьма удобное место для лагеря. Воспользовались им, решив пообедать.

Александр порадовал всех ароматным салом с черным хлебом. Давно я с таким удовольствием не ел сало, казалось, что ничего не может быть вкуснее него. После такого плотного перекуса пришлось преодолевать довольно крутой подъем, который начался сразу за рекой. Но зато за ним во всей красе предстал Большой Тхач. Да, как же все таки монументально он выглядит с этого ракурса, особенно так близко! Конечно опять устроили небольшой привалчик с фотосессией. Восхождение на Тхач мы не планировали, а собирались просто обойти его с права и дальше мимо скалы Крепость идти на Бароновые поляны, где должны будем заночевать. Путь с Бароновых полян к подножию Тхача я знал, нам оставалась только спуститься к этому подножию. И здесь мы немного ошиблись и пройдя место, где нужно было уходить вправо и вниз, стали подниматься в лоб к скальникам Тхача. Нам казалось, что тропа, которая вела к короне, дальше должна разделиться на тропу, которая поведёт в сторону вершины, и тропу, которая пойдет в низ. Но, пройдя уже довольно далеко, мы решили, что ответвления вниз уже не будет, и стали спускаться без тропы. Спуск немного напряжный, круто, высокая трава, внизу которой крупные камни. Как спустились, стали искать нашу тропу. Но тропы нормальной не было. Пошли примерно, по направлению в сторону скалы Крепость. Начался лес. Тропу нашли, но уж очень какую то не явную, и скоро опять её потеряли. Так было несколько раз. На одной из небольших полян в лесу, совершенно случайно в траве я нашёл зип-лок пакетик с запиской следующего содержания: ... Да, не у одних нас тут проблемы с поиском тропы. Но в нашей группе было целых два навигатора (у меня и у Димы) и мы точно знали, что направление держим правильное, вот только хватит ли светлого времени, чтобы дойти до Бароновых полян, т.к. нормальных мест для ночёвки в этом лесу казалось, что нет, и не будет. Но вскоре вышли к большому камню. От него тропа уже хорошо промаркирована и набита до самых Бароновых полян. Перед полянами на выходе из леса нам попалось много калины и мяты, набрали целый пакет на чай. Место для лагеря выбрали рядом с пустым кошем. Палатки ставили уже практически в темноте. Воды поблизости с кошем мы так и не нашли. Хорошо, что у нас ещё оставался приличный запас, которого вполне хватило на ужин и чай.

Следующим утром мы не торопились вставать. Никто даже будильник не заводил. До машины было примерно пол дня пути. Конечно, напрямую здесь совсем близко, километра 3, но поляны обрываются скалами. Возможно, и есть где-нибудь безопасный спуск, но его нужно искать. Поэтому мы пошли в обход через поляны по хорошо наезженной джипами и Уралами дороге. Между Бароновыми полянами в леске снова вдоволь поели вкуснейшей калины, все сошлись во мнении, что калина хорошо утоляет жажду, вода у нас уже совсем закончилась. Но тут как раз на выходе из леса слева от дороги внизу есть родник. От родника прошли еще пару сотен метров и решили сворачивать с дороги, чтобы не делать совсем большой крюк через мраморный карьер. Дальше шли без тропы, придерживаясь юго-восточного направления по высокой траве около километра до вершины 1471 м. Тропы нигде нет. Скоро в лесу начался крутой спуск, который местами был весьма затруднен завалами деревьев и колючими кустарниками. Так, пройдя от вершины еще около километра утомительного пути, спустились до старого волока. По нему через километр вышли на дорогу, по которой мы ехали 4 дня назад. Еще два с половиной километра по дороге и мы вышли к кордону с машиной. На кордоне никого, кроме кучи голодных котов. Погодка продолжала радовать, и мы решили не торопиться и пообедать здесь на полянке за столиком.