Снаряжение

Туристский софт

Маршруты с гидом
Гостевая книга

КПП КГПБЗ - пер. Гузерипльский - пер. Армянский - приют Фишт - пер. Фишт-Оштеновский - оз. Псенодах - КПП КГБПЗ12-13 июня 2009

Фотоальбом похода GPS трек похода Карта похода

До последнего момента были сомнения, стоит ли выходить на этот маршрут в это время года, или же всё-таки еще месяц подождать. Вроде бы лето уже началось, но по-настоящему тепло ещё не было, да и зима была в этом году снежная. Сомнения вкрадывались из-за отсутствия у нас с Петром снегоступов, кошек, ледорубов, хорошей трекинговой обуви. Но решение принято – идём!

Договорились с Петром, что он заедет за мной в 3 часа ночи 12 июня. Он, как всегда, опоздал. Выехали в 3:40. Конечно, хотелось спать, но, если бы мы выехали позже, попали бы в пробку и потеряли пол дня. Начало светать. Въезжая в Майкоп, Петр не сбросил скорость, ГАИшник бдил. Итог 96 км/ч в населенном пункте, что грозит 1.5 тыс. рублей, заполнили Постановление-Квитанцию, Петр надеется, что штраф не дойдёт до Краснодара. В Майкопе наконец сделали указатели на Лаго-Наки, теперь не заблудишься. Проезжая мост через Белую обратили внимание, что воды в реке немеряно. Дорога после поворота через мост стала ухабистая, быстро не разгонишься. Так добрались до КПП. Расценки здесь пока не изменились: 100 рублей с человека в сутки за пребывание в заповеднике и 50 рублей за стоянку машины на КПП. На маршрут вышли около 8 утра. Погода отличная, на небе лишь немного облачков, но расслабляться не стоит, если верить прогнозу, всё должно поменяться.

Выйдя на плато, обнаружили,что снега не так много, как мы ожидали, весь он уже слежался, уплотнился, ноги практически не проваливались. При желании большинство снежных участков можно было бы обходить, но сейчас необходимости в этом не было. Дорогой приходилось постоянно следить за тем, чтобы не свернуть с тропы, на снежных участках, где набитая тропа пряталась под снегом, можно запросто отклониться, не заблудишься,конечно, но можно сделать ненужные телодвижения с набором высоты. Подсказывал GPS. Вскоре появился красавец Оштен. Теперь есть ориентир. По дороге к Оштену мною было принято решение изменить нитку маршрута так, чтобы первую ночевку, пройдя через Гузурипльский и Армянский перевал сделать на фиштинском приюте, а уже на следующий день двинуться к озеру Псенодах. Изначально планировалось в первую ночь заночевать у озера, а вторую на приюте. Петр был не против. Как потом оказалось, мы приняли верное решение. На развилке у Инструкторской щели свернули налево, обходя Оштен с левой стороны. Здесь тропа пропала в снежнике. Немного напряжного участка с крутым спуском и подъемом, этакий перевальчик, и нам открылась замечательная панорама: с права стена Оштена, с лева в низу начиналась зона леса, преимущественно соснового, а перед нами Гузерипльский перевал, но к нему идти еще несколько километров, по наклонному заснеженному склону. Прошли озеро Треугольное (Змеиное). Петру приходилось сложнее без трекинговых палок, все время норовил скатиться вниз, скорость у нас упала, но мы особо не парились, времени достаточно. Так, тихим сапом, добрались до Гузерипльского перевала. Сняли рюкзаки, присели отдохнуть на камни. Через несколько минут нас догнали двое человек - мужчина и женщина. Мы поприветствовали друг друга, и были угощены маленькими шоколадками, очень приятно. Тут подошла еще одна группа, и мы поспешили вперёд. И оказалось не зря. Пройдя метров 300, наткнулись на стадо из 13 голов толи горных козлов, толи Кавказской серны! Повезло! Быстро достаю фотоаппарат, успеваю сделать несколько фотографий.

Настроение стало ещё лучше, идём дальше. А вот и Армянский перевал, всё, на сегодня набор высоты закончен. С перевала отличная панорама на громадину - Фишт. Там, далеко внизу, виден Фиштинский приют со своими красными крышами. Опять решаем задержаться на перевале, даже не потому что устали, а просто полюбоваться. Дальше крутой спуск. Вскоре начинается лес. В лесу снега поменьше, тропа натоптана. Здесь тень и нам, после продолжительного нахождения на солнце стало полегче. Вот небольшое водное препятствие, в виде бурного ручья. Разуваться было лень, и жалко времени, нашли более-менее подходящее место и попробовали перепрыгнуть, опираясь на трекинговые палки. Получилось! Спуск закончился. Здесь внизу все было в воде, снег сошел совсем недавно, шли по солончакам, но не долго. Вскоре лес расступился, и, перейдя по мостику через бурлящую Белую, мы подошли к приюту. Разыскали смотрителя приюта Сан Саныча. Сан Саныч проверил наши билеты на пребывание в заповеднике, сделал отметку с ниткой нашего маршрута у себя в журнале, и, взяв с нас по 100 рублей за проживание, пригласил размещаться на втором этаже одного из домиков. Времени было около трёх часов дня. Теперь можно расслабиться и получать удовольствие. Пётр расслабился в прямом смысле и завалился поспать. Мне не сиделось на месте, пошел общаться с народом. Так наступил вечер, народу на приюте прибавилось, все потихоньку стали сходиться к костру. Мы с Петром сготовили себе на ужин суп Экспресс Куринный с Куринной консервой, попили кофе, прогулялись по окрестностям. В начале десятого Пётр пошел спать, а я остался у костра, сюда принесли две гитары и те самые женщина с мужчиной, что угостили нас сегодня шоколадками, стали давать настоящий концерт. Пели очень красиво, я заслушался. Просидел еще около полутора часов и только потом пошел спать. На верху в домике все 16 спальных мест были заняты народом. Несмотря на то, что кто-то постоянно шубуршил уснул быстро.

Ночью все проснулись от сильных порывов ветра, грома и сильнейшего дождя с градинками. Гром не умолкал. Крыша у приюта покрыта металлопрофилем и шум от дождя был очень сильным. Всё-таки хорошо, что мы поменяли маршрут, и ночуем в приюте, иначе моя дешевая палатка с пластиковыми дугами могла бы сложиться от такого ветра, ещё и намокли бы. Утром проснулся от сработавшего будильника в шесть часов. Наши соседи - два парня с девушкой собирались на Фишт. Погода наладилась, на небе только лишь небольшие облака. Жаль, но в этот раз мы не сможем подняться на Фишт. Растолкал Петруху, поели овсяную кашу быстрого приготовления с сухофруктами, бутерброды с паштетом, попили кофе и поспешили выйти на маршрут. Раньше восьми выйти всё равно не получилось. Фишт-Оштеновсий перевал виден с приюта, на сегодня он для нас самое серьёзное препятствие. До начала подъёма понадобилось бродить Белую. На этот раз просто перепрыгнуть не получилось, пришлось разуваться и переходить по ледяной бурлящей воде босиком, опираясь на трекинговые палки. Подъем наверх не крутой, но затяжной. По мере набора высоты постоянно хочется оглянуться, чтобы полюбоваться на открывающейся вид.

Останавливался часто, чтобы подождать Петруху, он что-то буксовал на снегу. Подъём на перевал занял 3 часа. Дул приличный ветерок, пришлось приодеться. Здесь установлен обелиск в память о погибших воинах в 1942 году. На табличке обелиска со списком погибших я увидел своего почти полного тёску Зуева Ивана Михайловича (я Зуев Игорь Михайлович), причём погиб он 28.08.1942 года, а 28.08.1984 года мой день рождения. Совпадение?..

Долго на перевале не стали задерживаться. Времени было 11 часов. Если верить прогнозу погоды, а были все основания ему верить, она должна испортиться, поэтому мы решили дойти сегодня до КПП. Спускаться с перевала было одно удовольствие, по уплотненному снегу спускались, скользя как на лыжах. Вот в низу появился полумесяц – озеро Псенодах. На путь от перевала до озера затратили минут 30. Вокруг озера было около 10 палаток, праздники всё-таки. Из далека мне казалось, что на поверхности озера какая-то серая пелена, теперь, когда мы к нему подошли, стало ясно, что это не пелена, а каменное дно озера, вода чистая как стекло. Набрали воды из ручья, впадающего в озеро, приготовили кофейку, перекусили бутербродами, сухофруктами и в 12 часов двинулись в путь по маркированной тропе. Здесь снега уже практически не было, трава вырасти ещё не успела, и мы спокойно добрались к верховьям реки Цице. Тропа вывела нас к месту, где переходить было крайне опасно из-за большой воды. Пришлось немного вернуться назад выше по течению, и переходить с начала левый рукав потом саму Цице. Опять разувались. Сильный поток ледяной воды выше колена нёсся с большой скоростью, один неосторожный шаг и можно уплыть далеко, далеко.

Пронесло, теперь очередь Петра. Когда я перекидывал ему вторую трекинговую палку, она зацепилась за траву и, упав прямо в бурлящий поток, сразу же пропала из виду. Обидно, блин, теперь покупать новые. Петрухе пришлось перебираться с помощью одной палочки. После бродов начался затяжной подъем, продолжительностью около пяти километров. Старались держать темп, нужно успеть дойти до кордона засветло. Прогноз погоды начал сбываться, с юго-востока нас стали догонять довольно густые тучи, в любой момент может начаться дождь. Нам оставалось идти ещё около 15 километров. Если погода сильно испортится, придётся разбивать лагерь и ночевать. Так дошли до Инструкторской щели. Наше кольцо вокруг Оштена замкнулось, дальше возвращаемся тем же путём, по которому мы к нему подходили. Остаётся 10 километров, решили уже дойти до кордона, даже если будет сильный дождь. Стало довольно прохладно. Нас окончательно догнала наступающая облачность, дальше идем в плотном тумане. Стараемся не упускать друг друга из вида, видимость меньше 15 метров. В такой туман, попадая на снежники, можно было легко сбиться с пути, нам очень помогал GPS. По мере продвижения стала давать о себе знать усталость, конечно, если бы не непогода, разбили бы сегодняшний участок на два дня и заночевали на Псенодахе. Около 7 километров прошли, как ежики в тумане, ничего не видели. Только на подходе к лесу туман немного рассеялся, мы решили остановиться и немного перевести дух. Через пару минут закапал дождь, пришлось двигаться дальше. Вышли на дорогу, ведущую к кордону, через минут 15 были на кордоне. Время – начало восьмого. В машине был почти целый пакет с яблочным соком, который мы сразу же приговорили. Довольные отправились домой в Краснодар. По дороге мне сильно хотелось спать, чем я и занимался половину пути.