Снаряжение

Автопробег: Краснодар – Водопадистый – Отдаленный – Тубы

25-26 июля 2009

Фотоальбом похода GPS трек похода Карта похода

(автор: Юрий Сагайдак (Будя))

«- Ко мне тоже Ченая Бэла приходила.

- И как?

- Руку сломал.»

Из подслушанного разговора

Самая что ни наесть середина лета, море давно уже надоело со своими мегапробками, как на пляже, так и по трассе. Хочется прохлады, тишины и покоя, но под сплитом дома как-то не вариант. И как всегда, на одном из кубанских форумов, была поднята тема очередного Аdventure. На первый взгляд маршрут был очень прост, выехать с Краснодара, доехать до Апшеронска, проскочить Черногорскую и доползти до Водопадистого, полюбоваться Кавказскими красотами, спуститься в Шпалорез (Отдаленный), в очередной раз полюбоваться красотами и вернуться назад, желательно в Краснодар и так, чтоб в целости и сохранности. Сказано сделано! Две нивки, один УАЗик, одна Сузуки Гранд Витара и один Сайгак (КИА Спортаж) – наш караван готов! Но был один очень неудобный момент, три из пяти машин могли выезжать только утром в субботу. Нас это не устраивало, так как, имея уже небольшой опыт путешествия на большие и не очень расстояния, всякое новое после пяти часов дороги никак уже не воспринимается, а если и воспринимается, то без особого восторга и визга. Было принято волевое решение, что в качестве авангарда в пятницу вечером отправятся наш Сайгак со мной, супругой Еленой и дочерью Дашей, и Гранд Витара с Геной и Оксаной. И так в путь!

Как не странно, с Краснодара мы вырулили почти без пробок, стрельнувшись после Адыгейска с Сузуки, уже к семи часам вечера мы были в Апшеронске. За двадцать минут добрались до Черногорской, после нее еще километров пять отличного асфальта и привет грунтовая дорога. Грунтовка была довольно хорошего качества, на ней даже вездесущие десятки с адыгейскими номерами разгонялись до шестидесяти километров в час, но королями этих дорог были лесовозы. Кразы, камазы, шестьдесят шестые с клиренсом, где у нас заканчиваются рейлинги на крыше, словно ожившие монстры из фильма «Безумный Макс».

После часа пути по грунтовке, мы начали усиленно искать съезд на какую-нибудь делянку, где можно было остановиться лагерем, так как уже темнело. Через десять минут наши поиски увенчались успехом, была найдена нычная заброшенная делянка в двухстах метрах от дороги, по краями заросшая пихтой и лопухами с человеческий рост. Быстро разбив лагерь, пока не потемнело и, насобирав дров, мы обратили внимание на шум, доносившийся со стороны леса. Было такое ощущение, что вдалеке шумит водопад. Начали строить предположения, догадки, достали карту, сверились с ГПСом, но так как мы были в этом деле полные чайники, мы даже приблизительно не смогли определить свое место нахождение на генштабовской пятисотметровке. Поиски водопада отложили на утро. Тем временем, шашлычек, пивко, осторожные обсуждение флоры и фауны этих мест, авторитетные заявления, что медведи и волки первыми не нападают, дорога рядом и хищники здесь не появятся, каптарских зайцев в природе не существует, а енотовидные дельфины так далеко не заплывают. Под эти разговоры в дали начали подвывать шакалы, ухать филины, и кто-то шариться возле машины в лопухах. Ближе к полуночи, поискали на небе знакомые созвездия - кроме Большой Медведицы и МКС, мы ничего не узнали, назагадывали желания при виде падающих метеоритов, покричали на шуршащего незнакомца в лопухах и с чувством выполненного долга легли спать. Спалось очень хорошо.

Утром вместо будильника в этих местах, нас разбудил рев лесовоза. Легкий завтрак, чаек-кофеек и мы с Леной отправились в лес на поиски грибов. Лес поразил нас своей древней сказочностью и реальной дремучестью, деревья были огромные и величественные, наверное, именно рядом с этой делянкой Шишкин писал свою знаменитую картину для шоколадных конфет «Мишки в лесу». Но грибов не было, как и мишек (слава Господу) в этом утреннем сосновом бору, что нас слегка опечалило.

Ближе к десяти утра мы выдвинулись в путь, к Водопадистому, именно там мы рассчитывали встретиться с остальной командой. Путь к водопадам тесно переплетался с двумя борзыми семерками, в котором ехала целая толпа шумного кавказского народа. Они останавливались на всех смотровых площадках и очень подробно нас информировали о возможных съездах, дорогах, названиях мест и гор, открывающихся нашему взору. Вот в такой веселой компании мы подъехали к границе Кавказского биосферного заповедника.

На небольшой площадке перед шлагбаумом стояло несколько стандартных джипов, возле шлагбаума довольно общительный контролер, снимающий мзду за вход 50 рублей, вдали паслись лошади, а впереди вздымались две гигантские горы Пшехо-Су и Фишт, между которыми вниз низвергался высоченный водопад. Арьергардом нашим и не пахло, как выяснилось позже, задержались в пробке на выезд из Краснодара. На границе альпийских лугов, местами лежали еще не растаявшие ледники и казалось, что до них можно легко и быстро дойти.

Но мы сначала решили идти к водопадам, до которых было максимум двадцать минут ходу. И уже через двадцать минут, находясь всего еще на полпути до водопадов, мне пришлось всех приободрять песенкой:

«А посуда идет и идет,

По полям, по болотам вперед

И чайник сказал утюгу

Я больше идти не могу»

О красоте этих мест рассказывать не буду – слов не хватит, частично эту красоту могут передать только фотографии. Но лучше всего взять рюкзак, хорошего инструктора и отправиться в пеший поход по Лагонакскому нагорью и прочувствовать всю прелесть этих мест воочию. Скажу только, что под водопадом мы с Геннадием искупались, получив невероятный прилив энергии, мало того, что вода была очень холодной, так еще падая с приличной высоты, она очень больно била по телу, но в этом и есть прелесть купания в водопадах. И только после купания, пред самым спуском, мы увидели как две нивки и один уазик парковались на импровизированной парковке перед шлагбаумом. На полпути с водопада, мы пересеклись с форумчанами, обменявшись свежими новостями, слухами и сплетнями, договорились встретиться чуть ниже по дороге. Но как всегда или сплетни перепутали со слухами или слухи с новостями, до нас они так и не доехали, пришлось их нам искать самостоятельно. А тем временем, пока народ взбирался к водопадам, делал цветные фотографии и купался в холодных водах, мы с Леной опять пошли по грибы. Лес был не такой дремучий как на месте нашей ночевки и не такой сырой, везде росли папоротники и чтобы искать грибы, надо опускаться ниже ватерлинии папоротников, меня как старого больного человека это очень парило. И где-то через 10-15 минут бесплодных поисков, участку леса возле нашей стоянки, был вынесен вердикт - грибов нет!

И вот вся команда в сборе, пять пыльных коней чихают и фыркают, хозяева утирают пот и уточняют дальнейший маршрут. Наша цель Собор-Скала, находящаяся между Шпалорезом и Верхними Тубами. По машинам! Небольшая остановка возле Водозабора, набираем чистейшей ледниковой водички, далее поворот на Шпалорез, долгий подъем на перевал, такой же долгий спуск с перевала. Перед самым Шпалорезом нагоняем еще одну процессию из трех нив и теперь представьте картину, по очень пыльной грунтовке несется восемь машин, местами из-за пыли не было видно впереди идущую ниву буквально в десяти метрах. Я в очередной раз воздал хвалу Господу, за то, что у нас в машине был кондиционер, и попросил сил и терпения тем из нашей команды, кто ехал на русском автопроме. Мои молитвы были услышаны, так как уже на стоянке после долгой дороги они говорили о пыли, как о легком неудобстве слегка мешающему нашему путешествию, а я слушал и кивал головой, вроде злорадно улыбаться было не прилично.

Сделав плановую остановку в Шпалорезе, мы долго решали, куда поехать дальше или через мост и дальше в горы, или вдоль реки Пшеха, по направлению к Нижним Тубам. Решили через мост в горы, о чем буквально через полчаса пожалели, дорога уводила нас в неизвестность, горбилась, вздымалась и трусливо заканчиваясь на карте, Собор-Скала была так же недосягаема, а местами для стоянки не пахло. Решили вернуться и попробовать испытать счастья в районе поселков Туб (Нижние Тубы, просто Тубы, Верхние Тубы). И буквально перед самыми Нижними Тубами мы нашли великолепнейшее место для стоянки, большие поляны возле самой реки, точная, но уменьшенная копия поляны между Хамышками и Гузериплем , что на другом конце Лагонакского нагорья.

Место найдено - лагерь разбит! Обязательное купание в речке после долгой дороги, сбор дров для костра, подготовка палаток и другие прелести походной жизни. Забегая вперед скажу сразу, грибов там тоже нет. Зато весь вечер возле нашего лагеря, ходил табун лошадей, который мы подкармливали сырыми макаронами. И вот вечереет, костер, большой стол под дикой яблоней, которая нас весь вечер бомбардировала своими яблоками, большая компания за этим столом. Байки, анекдоты, разговоры про ротвейлеров, про машины, про политику и опять про ротвейлеров. Не хватало гитары, чтоб окончательно пропитаться духом романтики. Чуть позже засверкали звезды и опять кроме Большой Медведицы и пары самолетов, мы ничего знакомого в небе не нашли, загадали желания под звездопад, глядь на часы, а уже два часа ночи, пора спать.

Ничего так не бодрит утром как купание в горной реке. Скидываешь всю теплую одежду в которой спал, заходишь в реку, хватаешься за камень, чтоб тебя не снесло и кричишь благим матом, позиционируя себя будильником для всего спящего лагеря. Хорошо!

Утро третьего дня нашего путешествия было размеренным и вялотекущим, никто особо никуда не спешил, сидя за столом и допивая третью или четвертую чашку кофе, мы лениво покрикивали на коров, сменившие к утру лошадей, когда они проходили в опасной близости от машин. Смотрели карты и решали как и на сколько близко можно подъехать к Собор-Скале. Только ближе к одиннадцать мы решились, покинули место нашей ночевки. Мое семейство, еще помня о героических усилиях потраченных на восхождение к водопадам, наотрез отказалось от путешествия к скале и мы двумя машинами Сузуки и КИА, не спеша, поехали домой. И вот тут начинается самое интересное, по дороге где-то в горах, мы остановились проверить, для успокоения совести, наличие грибов в лесу. Пройдя буквально пару метров, мы их наконец-то нашли. Там были белые, подосиновики и маслята, на сыроег и грузди мы просто не обращали внимание. С одной остановки мы собрали большой пакет. Проехав еще с километр, мы собрали еще один пакет. На следующей стоянке, мы повторили наши подвиги. Итого было собрано три больших пакета грибов. Сказать честно, нас остановило только отсутствие тары в которую можно было собирать грибы и нехватка места в машине. И самое главное, мы нашли очень грибное место, в которое можно съездить на день и собрать полный багажник грибов.

После грибных подвигов, на небольшой импровизированной стоянке возле родника, нас неожиданно нагнала наша группа. Оказывается, они не смогли пройти к скале, так как рельеф очень сложный, обрывы да скалы, время уже поджимало и было решено осуществить вылазку на Собор-Скалу в следующий раз. Отобедав с нами сосисок и оценив наш улов, ребята двинулись дальше, а мы за ними.

Дорога до Черногорской была такая же пыльная, как и в пятницу вечером, по ней так же сновали лесовозы и вездесущие десятки, перед самым поселком мы остановились искупаться в реке Цице с холодной и прозрачной водой. Смыли пыли, взбодрились и снова в путь, через пару километров асфальт с дорогой на Краснодар.

Подводя итог поездки, хочу высказать большой респект всем участникам нашей команды. А Юре ака «Панда» отдельную уважуху, за то, что нас собрал и вывез в необыкновенно красивые места. Спасибо небесной канцелярии за хорошую погоду и грибному богу за хороший урожай.

Да кстати, забыл рассказать, где-то в горах Кавказа живет Черная Бэла, очень коварная и хитрая особа, с ней связанно очень много легенд и приданий, так вот в этой поезде, в самом ее конце, произошло событие, которое повлечет за собой возникновение новой легенды, не менее коварной чем Черная Бэла, но об этом уже в следующий раз.