Снаряжение
Литература

На привале

Статьи

Нужные адреса и телефоны

Туристский софт

Маршруты с гидом
Гостевая книга


Горная фотография в туристском отчёте

 

Автор Н. Волков. Ветер странствий №17

 

Главную ценность отчета о горном путешествии представляют фотодокументы, ибо они несут основную информацию. Поэтому при фотографировании на маршруте и потом при составлении отчета о нем надо прежде всего обратить внимание на подробное освещение в снимках путей подъема на перевалы и спуска с них, характер технически сложных мест. Каждый снимок нужно однозначно привязать к картосхеме, нанести на нем цветной тушью путь движения группы и другие возможные пути, указать перевальные проходы и важнейшие вершины, если известны их названия или хотя бы высоты.

Часто в отчетах приводятся снимки, сделанные объективами с разным фокусным расстоянием. Если при этом не указать фокусное расстояние объектива или его марку (по которой легко установить фокусное расстояние), другая группа при обработке фотодокументов отчета не сможет оценить расстояния между объектами (протяженность скального или ледового участка на склоне, ширину кулуара).

Очень ценны хорошо сделанные и качественно смонтированные фотопанорамы с высоких точек маршрута — перевалов, участков подъема на них или обзорных вершин. Нередко туристы «впихивают» в отчет максимальное количество панорам, снятых через каждые 100— 200 м и дублирующих друг друга. Это затрудняет пользование ими. Лучше привести одну панораму, но тщательно обработанную, а в дополнение к ней дать несколько снимков, отражающих основные изменения в обзоре рельефа при перемене точки съемки.

Не оправданна, по-видимому, и съемка круговых панорам. Они очень длинны, неудобны в работе, к тому же с трудом воспринимаются именно как круговые: ведь смотришь на них развернув панораму на столе. Вероятно, оптимальным для фотопанорам будет угол обзора около 120°, что примерно соответствует возможностям человека в естественных условиях (без поворота головы).

Панорама, снятая с обзорной вершины, если она интересна во все стороны, должна быть логично разбита на три части. Иногда группа имеет возможность снять панораму с одной точки в разное время дня (например, при разведке перевала и его последующем преодолении, при выходе на него засветло, ночевке на нем и спуске после восхода солнца). Тогда из круговых панорам в отчете правильнее привести несколько частей, снятых в разное время дня и при разном освещении, выбрав для каждого направления наиболее удачные негативы. В круговую панораму их, конечно, состыковать не удастся, но серия из трех таких панорам даст наилучшую информацию об обзоре с этой точки.

Надо избегать фотографирования склонов снизу вверх (на отпечатке такой склон кажется совсем пологим), группы или участников со стороны спины (будет виден большой рюкзак и торчащие из-под него ноги). Для верного отражения крутизны рельефа его надо стараться снимать в профиль, а людей — спереди или сбоку. Все это доставляет лишние заботы, но на них стоит идти, если это безопасно.

При печати фотоснимков иногда разворачивают кадр, искусственно увеличивая крутизну склона. Такие приемы допустимы для художественных снимков, но в отчете они лишни, тем более что при внимательном рассмотрении всегда можно найти истинную вертикаль — по веревке или положению человека. Участки склонов, снятые в лоб, на снимке выглядят неоправданно крутыми, что тоже надо учитывать.

Фотографии, отображающие путь группы по рельефу, должны быть привязаны к четким ориентирам, не меняющимся от сезона к сезону (например, движение по ледникам — к окружающим склонам и вершинам, характерным скальным выходам).

Для снимков, помещаемых в отчете, необходима только черно-белая негативная пленка. Вопрос о ее чувствительности связан со способами проявления, особенностями экспозиции н зависит от вкусов и привычек фотографов. Однако, учитывая повышенную дневную освещенность высокогорных районов, можно рекомендовать для нормальных условий проявления и экспозиции пленку чувствительностью не выше 32— 65 единиц ГОСТ.

Работать в горах всегда желательно с фотоэкспонометром. Для определения правильной экспозиции надо направить окошко экспонометра на освещенный «серый» предмет — на не яркую и тем более не блестящую штормовку, ладонь и т. п.

Несколько слов о специальных панорамных фотоаппаратах. Несмотря на кажущееся преимущество при съемке панорам, у этих аппаратов есть недостатки, ставящие под сомнение пользование ими в горном походе: во-первых, при съемке аппарат надо строго выставлять по уровню, иначе неминуемы искажения; во-вторых, снятые негативы трудно печатать на любительских увеличителях, даже применяя рамки,' конденсоры и объективы, рассчитанные на печать с негативов 6 X 6 см. Наконец, панорамным аппаратом целесообразно снимать только панорамы, что превращает его в лишний груз на большей части маршрута.

Группе надо заранее условиться, кто из фотографов на какую пленку и каким аппаратом снимает. Если аппараты однотипны, это позволит пользоваться сильно сокращенным по весу «коллективным» набором сменной оптики. Задача руководителя — проследить, чтобы все основные участки маршрута были отсняты на черно-белую пленку (желательно дублировать), а если по окончании похода предполагается выступить с диафильмом, — то и на цветную обратимую. Как исключение можно после похода сделать черно-белые отпечатки с цветной обратимой пленки и диафильм дополнить черно-белыми диапозитивами. Потеря качества при этом неизбежна.

По возвращении из похода и проявлении черно-белых негативов рекомендуется сделать с них контрольные отпечатки. Имея перед глазами весь отснятый фотоматериал, можно легко отобрать кадры для отчета или фотовыставки.

Существует два распространенных способа подачи фотографии в отчете: совместно с текстом в одном альбоме или в качестве приложения к техническому описанию района.

Фотографии обычно наклеиваются на листы плотной бумаги и брошируются или вклеиваются в готовый альбом. Около каждой фотографии ставятся ее порядковый номер (в точном соответствии с текстом) и краткая характеристика изображенных на ней объектов (их название и приблизительная точка съемки). Хорошо, если на картосхеме нанесены точка и направление съемки каждого такого кадра. Нумерация фотоиллюстраций сквозная. Как мы уже отмечали, на фото должны быть нанесены пути движения по рельефу. Названия седловин, перевалов, вершин и других объектов можно вынести за рамки кадра, оставив на фотографии лишь стрелки, указывающие на них. Наиболее интересные места, если они сняты крупно, обводятся в кружок «базовой» фотографии и, кроме того, даются на отдельном отпечатке. Пример такого оформления фотоиллюстраций показан на рисунке.

При съемке фотопанорам надо добиваться одинакового минимального перекрытия кадром соседнего кадра: это экономит пленку и уменьшает количество стыков при склеивании панорамы. Разрезанные и состыкованные вплотную фотографии, составляющие панораму (без зазоров на сгиб), наклеиваются на плотную бумагу, которая потом разрезается вместе с наклеенной панорамой на нужное количество кусков для складывания ее в альбом. В таком виде панорама может быть обработана, как и отдельные фотографии.

Несколько слов о слишком насыщенных информацией кадрах.

Они получаются при съемке сложного горного узла с удобной обзорной точки или относительно большого горного района с самолета (вертолета). Снабдить их надписями на окружающих полях и стрелками на самой фотографии практически не удается: множество линий покроют снимок сплошной сеткой. В подобном случае интересующие точки (вершины, перевальные седловины) протыкаются на фотографии булавкой, а на обратной стороне снимка это место обводится в кружок и около него ставится порядковый номер. Наименования объектов даются отдельно по номерам кружков.

На обработанной таким образом фотографии легко опознать объект, вставив в нужное отверстие булавку и прочтя на обратной стороне снимка номер объекта, а затем по номеру и его наименование. Или, найдя в списке наименований номер интересующего объекта, вставить с обратной стороны фотографии в соответствующее отверстие булавку и, перевернув фотографию лицевой стороной, найти на ней искомое место. При таком способе обработки снимок может быть наклеен на лист альбома или подклеен к альбомному лис гу лишь одним краем с достаточным расстоянием от него до места сгиба (вставка из плотной бумаги или даже коленкора).

По фотоснимку, если известны фокусное расстояние объектива и границы негатива на отпечатке (степень увеличения), можно, зная по карте расстояние до снимаемого объекта, выяснить расстояние между его деталями или между интересующими объектами. Коэффициент увеличения негатива на отпечатке К определяется по формуле:

гденег. — расстояние между объектами на негативе, в Вопт,.— расстояние между теми же объектами на отпечатке.

Лучше за такую «базу» брать одну из сторон кадра негатива, если она полностью видна на отпечатке. Расстояние между интересующими объектами на натуре А определяется по формуле:

где: L — расстояние от точки съем¬ки до обьекюв, если они располо¬жены на одинаковом расстоянии от объектива; а — расстояние между ними же на отпечатке; F— фокусное расстояние объектива.


Добавить в избранное



Hosted by uCoz